Двигатель на лодке

Автор: | 27.11.2014

Двигатель на лодкеРуководствуясь обычным представлением о лодке, как о чем-то маленьком и тихоходном, можно расценить желание поставить на нее водометный двигатель как весьма странное. Кроме того, подобный метод движения обычно ассоциируется или с тяжелыми алюминиевыми катерами, созданными для плавания по мелководным водоемам, или с «водяными жуками» (это как раз мой случай) из ПВХ, роящимися на озерах, прежде всего, с воднолыжниками на поводу.
И, тем не менее, на многих небольших лодках также могут быть с пользой установлены водометные двигатели. У них нет винта, на который наматываются водоросли, и нет дейдвуда, который будет за все цепляться, чем сведет на нет все, ради чего конструкторы бились, создавая обтекаемую форму корпуса лодки. Конечно, кольцо на носу и проушины для весел могут принести известную пользу, притом, что весла еще никто не отменял. Но и они не могут рассматриваться как идеальное решение там, где сильны приливные течения или ветер нагоняет волну такую, что и река поворачивает вспять, но где промедление просто недопустимо. Я могу себе представить нечто, что может двигать водоизмещающий корпус со скоростью 10-15 км/ч по мелководным илистым речкам и старицам, а также то, что надежно работает в морской воде, использует небольшой 4-тактный мотор, да и в целом — не очень много стоит. Более того, основные части двигателя (насос и мотор) должны быть достаточно портативны, чтобы их можно было использовать на разных лодках. Лодка с таким двигателем будет также обладать ручным приводом (весла, шест и т.п.), и не исключено, что также и тихим экологичным электромоторчиком. На рынке сегодня присутствуют, по меньшей мере, два товарных изделия, обладающие такими двигателями: одно из них — «MOKAI», цельнолитая пластиковая лодка для рыбаков, охотников и прочих любителей отдыха от человеческого общества, — сформованная прямо на осевом водометном двигателе, приводимом в действие 5-сильной «Хондой». Изготовитель обещает максимальную скорость лодки до 25 км/ч. Другое решение, которое я имел в виду, — это серия байдарок, которые выпускает компания PowerKak. Это по сути дела модификация обычной цельнолитой пластиковой байдарки, оснащенная небольшим осевым водометным двигателем с 4-тактным бензиновым мотором. Существует также огромное количество изобретений по небольшим водометным устройствам и по использованию таких двигателей на лодках. Можно найти специальные подборки литературы на эту тему здесь: http://www.belljar.net/patents.htm Двигатель на лодке
Совмещение насоса с мотором
Сразу же скажу, что, не будучи заранее уверен в эффективности небольшого водометного двигателя, я и денег на эту затею тратить много не хотел. После рассмотрения возможности приспособить к лодке осевой водомет, в том числе даже от мощного буксировочного катера воднолыжников, я решил взять обычный центробежный насос. Мое внимание привлекли насосы производства Pacer Pumps из термостойкого полистирола, не подвластного коррозии. Я решил выбрать модель «200 gpm», приводимую в действие 5-сильным мотором «Intek» от компании Briggs & Stratton. Входное и выходное отверстия рассчитаны на подключение 2-дюймовой трубы при максимальном давлении 360 кПа (3,5 атм). Изначально насос был создан для поливки полей и огородов, вполне устойчив к износу и коррозии, несложен в обслуживании и вполне недорог: в магазине с меня взяли всего 299 долларов. Сухой вес помпы составил не более 18 кг. При этом устройство не сопровождалось никакой технической документацией, не было ее и на сайте компании. В руководстве пользователя нет ни названия, ни характеристик насоса. Кое-что в Интернете мне удалось разузнать, хотя это было несущественно. По моим прикидкам, производительность насоса составила 8 л/с при подъеме на 18 м, и 7 л/с — на 27 м. Двигатель на лодке
Испытания, часть первая
Прежде чем установить насос на лодку, я решил опробовать покупку во дворе своего дома. Насос я поставил на широкую доску, которую поставил на козлы. В качестве источника воды подвел к насосу 2-дюймовую трубу из ПВХ, которую опустил в пластиковую же 130-литровую бочку для сбора дождевой воды. Выпускное отверстие также диаметром в 2 дюйма было оснащено предустановленным манометром, градуированным от 0 до 415 кПа, и резьбовым штуцером для подключения к нему различных устройств: патрубок можно направить вниз в бочку, или вбок, за борт лодки. На выпускном отверстии насоса также имеется 2-х дюймовое отверстие с резьбой для подключения шланга. Это очень важно, как станет ясно ниже. Испытания с выбросом в воздух ограничены продолжительностью всего несколько секунд из-за небольшой емкости бочки с водой. Мой первый тест с патрубком в воздух прошел с короткой 2-см трубкой из ПВХ в качестве патрубка. На манометре максимальный отсчет оказался равным 276 кПа. Впечатление, в общем, было достойным. По моим расчетам такой гибрид обещал достичь тяги в 18 кГс (180 Н). Двигатель на лодке
Затем я попробовал патрубок с внутренним диаметром 24 мм. Это выпускное устройство представляло собой резьбовую трубку их ПВХ, и ни в коей мере не напоминало реальный выпускной канал водомета. После повышения оборотов мотора давление осталось на уровне 276 кПа, и произошел выброс воды из патрубка. После нескольких мгновений работы «глушитель» выпускного отверстия (напомню, что это был 2-дюймовый резьбовый штуцер) начал вращаться, так что руками предотвратить вращение оказалось невозможно. Затем из-под резьбы патрубка фонтаном пошли брызги воды, после чего патрубок окончательно отвинтился от насоса и взлетел в воздух, приземлившись в 3 метрах. Можете представить себе мой стыд от совершенно излишнего желания поскорее опробовать покупку и установить простейший патрубок (и привинтить его кое-как!): польза от него оказалась хотя бы в том, что сила, отвинтившая патрубок, и есть сила тяги, которую развивает насос. Мой повторный расчет «на коленке» показал тягу в районе 220-270 Н. Двигатель на лодке
Подготовка к испытаниям. Сопло
3,5-метровая алюминиевая лодка, показалась мне весьма подходящим объектом для проведения испытаний водометной установки. Раздумывая над устройством патрубка, отходящего от насоса, я решился на простейшую трубу из ПВХ, которую можно положить прямо поверх транца и которая будет служить реактивным соплом. В магазине были приобретены гибкий шланг подходящего диаметра и резьбовой высоконапорный штуцер. Этот штуцер сделан из упрочненного синего винила и смотрелся как нечто среднее между садовой лейкой и пожарным брандспойтом. Быстрая проверка показала, что реактивное сопло вполне способно пробить несколько весьма безобразных дыр в чудесных цветочных клумбах моей жены. На том опыты во дворе и прекратились. Я еще купил в том же магазине пару патрубков с сетчатым фильтром. Двигатель на лодке
Испытания на воде. Часть 1
Мы немножко поплавали по озеру и запустили двигатель. Эта чертова железяка и взаправду работала. При оборотах чуть выше холостого хода и давлении на патрубке (на выходе из сопла) около 70 кПа скорость движения составила 2,5-3 км/ч по данным GPS-навигатора. Дав полный газ (с давлением по манометру 207 кПа), мы разогнались до 8 км/ч, но в этом случае уже было трудно выдерживать прямолинейность движения. Большой проблемой стала 3-х метровая труба всаса воды, которая или не желала оставаться под водой или так и норовила зацепиться за дно. И, тем не менее, мой гибридный двигатель работал! Двигатель на лодке
Но случилась катастрофа! Сварной водоподающий штуцер из ПВХ прямо на выходе из насоса самопроизвольно открутился и из-под него забил симпатичный гейзер. После того случая мы окрестили наш водомет «Машина для Фонтанов». Разумеется, виноват был штуцер. Испытания на воде. Часть 2
Потом я занялся ремонтом. По правде говоря, для меня было совершенной загадкой, почему открутился штуцер, но я почистил его, промыл в растворителе, намазал клеем и завинтил на место. Пришлось еще помучиться с трубой всаса воды: в идеале устройство всаса следует ставить в отверстии днища лодки, однако хозяйка судна Кэнди категорически запретила мне делать какие-либо дырки в своей лодке. Поэтому мы решили попробовать проложить трубу в трюме и опустить ее с борта лодки. Двигатель на лодке
Несколько попыток закрепить трубу с помощью петли из веревки оказались неудачными, поэтому мы приняли решение использовать для крепления широкую скотч-ленту. Находчивая Кэнди раздобыла где-то рулон скотча шириной 15 см. Пришло время вновь все испытать.
На ходу всасывающая труба по-прежнему создавала сильное сопротивление движению (лодку невозможно было заставить двигаться быстрее 3 км/ч), но когда трубу удалось укрепить вплотную к борту, то курсовая остойчивость значительно улучшилась, так что в итоге мы могли двигаться по вполне прямой линии и даже выполнять управляемые повороты. Если некоторые думают, что погруженное в воду водометное сопло работает лучше, так вот это вовсе не так! Погружение сопла в воду становится причиной кавитации и ограничивает скорость движения величинами 5-6 км/ч. Согласимся, что ради этого не стоило стараться. Двигатель на лодке
В общем, лишь только мы разобрались с проблемой, как случилась новая катастрофа — полетел все тот же штуцер. На этот раз ответственное дело рулить лодкой досталось Кэнди, которая поддала газу так, что мы промокли до нитки. Решив, что для одного дня достаточно, мы не стали больше делать еще одну попытку исправить ситуацию. Настало время для сухой одежды, пива и бокала вина. Итоги и планы
Я решил, что первая серия экспериментов прошла вполне успешно, причем мне стало ясно, что лодку вполне может двигать обычный насос, забирая воду из-за борта. Я уже прикинул, как эту же насосную установку перенести на мою застоявшуюся лодку «Shell Swifty-14», причем модернизировать ее таким образом, чтобы не оставить следов, если по какой-либо причине в будущем мне потребуется отказаться от водометного двигателя. Двигатель на лодке
Несколько предварительных выводов:
Во время «стендовых» испытаний во дворе у дома своего мне удалось выжать из насоса давление до 276 кПа с 24-мм патрубком. На ходовых же испытаниях мне не удалось создать давление более 207 кПа. Возможно, что это из-за излишнего удлинения всасывающего отрезка трубопровода, который, возможно, действует как ограничитель давления, развиваемого насосом. — Думаю, что номинальную скорость можно повысить, приданием особой формы корпусу лодки и снижением трения о воду всасывающей трубы. Труба эта действует как опущенное в воду весло и именно поэтому создает сильное трение. Увеличение длины и сглаживание неровностей корпуса обязательно принесет положительный эффект. — В общем, всем понравилось, и мы решили продолжить свои испытания! На весну я запланировал разработать новый водометный «гибрид»… По материалам сайта http://belljar.net Перевод Павла Дмитриева