Гуляя по сайтам водномоторной тематики, я натолкнулся на статью о надувной лодке «Фрегат» на www.float.ru. Именно она и дала толчок к более пристальному анализу информации о надувных лодках. Можно ли сравнивать «Крузер» с «Нивой»? Теоретически — да, но с большими допущениями. Журнал «Катера и Яхты» в своей статье «Супертест: 4*4″ (N 174), на мой взгляд, попытался сделать именно это. Сомнения в результатах теста появились сразу же после беглого просмотра, когда взгляд остановился на комментариях руководителей компании «Фрегат» в конце статьи. Представителям других фирм, представивших лодки для теста, места здесь почему-то не нашлось
Для теста были представлены четыре надувные моторные лодки, от трех поставщиков — фирм Мнев и К, Фрегат и Корсар. Все лодки действительно имеют похожие конструкции, но Фрегат, лодка, которая стоит несколько особняком, в первую очередь потому, что она существенно дешевле. Странно, что у экспертов журнала не возникло вопроса, а мы не увидели ответа, — Почему? На стр.15 читаю, что тест не совсем корректен и, сравнивать можно лишь две лодки из четырех — мневский Кайман и Фрегат. Дальше еще интереснее… Что суммировали авторы теста в конце этой страницы — вообще непонятно. На стр.17 для меня особенно интересной была глава о сборке лодок. Об инструкции Фрегата я уже кое-что знал из статьи на сайте www.float.ru Пришлось потратить время и найти экземпляр для себя. Сделать это, скажем, было не просто, но сейчас она у меня перед глазами. Не знаю, как с точки зрения экспертов журнала «Катера и Яхты», но на мой, естественно непрофессиональный взгляд обычного потребителя, инструкция сильно хромает. Автор статьи на www.float.ru уже достаточно сказал об инструкции. Что же касается статьи в «Катерах и Яхтах», то у меня по ее содержанию возникли и другие вопросы, ответы на которые, надеюсь, интересуют потенциальных покупателей надувных лодок. Думаю, что таблица сравнительных характеристик лодок сразу же озадачит потенциального покупателя. Так как непонятно, почему у более дорогих лодок давление в баллонах выше, а у Фрегата ниже, причем в два раза. Как это отражается на ходовых качествах лодки, или, по мнению специалистов журнала, давление в баллонах не оказывает влияния на параметры качества или надежности надувного судна? У меня есть маленькая книжица из библиотеки журнала «Катера и Яхты», авторы: А.Н. Королев, В.П. Жохов «Надувные лодки», изданная еще в 1989 году, где написано, что еще в советские времена, лодки типа «Нырок-4″ (стр. 184) проверялись на прочность избыточным давлением 107 кПа (около 1,1 кг/см2). Остаточное давление после истечения 30 мин., должно было составлять не менее 60 кПа (около 0,61 кг/см2). Там же, на стр.154, указано минимальное давление для надувных моторных лодок 9,3-18,6 кПа (порядка 0,1-0,19 кг/см2). С тех пор прошло немало времени, многое изменилось, в том числе и материалы для изготовления лодок. Мне не совсем понятно, что лучше для меня (или любого другого потребителя) — выбрать Фрегат с давлением 0,12 кг/см2 или Корсар с давлением 0,25 кг/см2?
Особенности материала, из которого выполнена каждая из лодок, также остались за рамками этой статьи. А из таблицы характеристик видно, что, по крайней мере, плотность материала на всех лодках разная. Как сильно влияет тип материала на срок службы лодок, я точно сказать не могу, а специалисты журнала не говорят. Мой «Квик» служит мне уже более четырех лет и материал на нем имеет плотность 1100 гр./м2. Опять странно… Тестировались ведь приблизительно похожие лодки, некорректность теста по материалу в статье не оговаривалась. Далее — диаметр баллона. На всех тестируемых лодках он разный. Он вообще может быть любой или есть какая-то зависимость? Какой тип материала лучше, для каких условий наиболее подходит? Эксперты журнала молчат об этом.
Удаление от берега на одних лодках указано как 2000 м, на других 250, на третьих — вообще «нет данных». «Нет данных» — это что, секретный проект? Может быть, на лодке Корсар вообще нельзя удаляться от берега. Или «секретность» в том, что она подобна уже ставшей легендарной лодке Fish hunter? Насколько я понимаю, это далеко не так. Слава богу, фотографии в этой статье качественные. Понятно, что сравнивать лодки по их транспортабельности и простоте сборки проще, но есть и другие важные параметры, которые, прежде всего, влияют на безопасность владельца и пассажиров надувной лодки, а также ее долговечность.
Одним из элементов конструкции надувной лодки является сливной клапан. Насколько я знаю, конструкций таких клапанов достаточно много, также среди пользователей лодок есть разноречивые мнения. Одни говорят, что наличие такого клапана помогает, другие, что он часто забивается песком и становится бесполезным. Какие же конструкции клапанов были представлены на тестируемых лодках? Я, например, на прошлом Бот-шоу в Питере такого клапана у Фрегата не видел. Возможно, он появился, но сказать то об этом нужно. Как с точки зрения экспертов журнала — удобно это или нет? Или в их лодки вода вообще не попадала? Какая конструкция сливного клапана работает более надежно? А может быть он вообще не нужен?
Ряд вопросов возник и при внимательном изучении главы «Дизайн и оборудование». Цвет материала лодки, как правильно отметили специалисты журнала, имеет существенное значение для разных категорий потребителей. Для рыбаков раскраска лодки должна быть неброской, а для обычных отдыхающих, наверное, чем ярче — тем лучше. Но возникает вопрос, а когда покрасили материал и чем? Обычно ПВХ окрашивается путем добавления красящих пигментов при изготовлении материала. В то же время, при изготовлении, например, автомобильных тентов из ПВХ, краска наносится уже на готовый материал. Проникновение краски в материал в последнем случае хуже, и для качественной склейки краску с места стыка необходимо снимать. Когда приобрели свои цвета угольно-черный Корсар, красно-серый Кайман или серебристый Фрегат, мне неизвестно, но знать хотелось бы. В прошлые годы видел в общалке www.boating.ru сообщения о том, что одна из мневских лодок, в местах трения, потеряла цвет. Не знаю как сейчас, но раньше, по всей видимости, краска на материал некоторых лодок наносилась уже после изготовления материала и опять специалисты журнала молчат В результатах теста я не нашел ни слова о свойствах самого цвета. С ростом температуры, растет и давление в надувной лодке. Черный цвет, соответственно, нагревается быстрее и больше чем, например, серый или белый. Нужно ли предпринимать какие-либо действия владельцу лодки с черным цветом, или с серым? А может быть на лодку черного цвета необходимо устанавливать стравливающий клапан? Я, например, думаю, что в наших не всегда солнечных и не совсем теплых условиях лодка может быть любого цвета, т.к. при повышении наружной температуры, вода все равно охлаждает часть надувных баллонов. А может быть я не прав?
Теперь о пайолах. Авторы статьи правильно привели время сборки лодки с учетом конструкции щитового пола. Неясным только остался вопрос о надежности и долговечности конструкции на каждой из моделей. Из какого материала выполнены шиты? Насколько долго они прослужат? Как конструкция влияет на продольную жесткость лодки? Из статьи в журнале «Катера и Яхты» я так ничего и не понял. Помимо самого материала водостойкой фанеры, особенно важным, на мой взгляд, является защита торцов фанерного пайола от ударов. Конструктивно фанера — слоистый материал и сильно повредить ее ударом о плоскость в обычных условиях мне представляется мало реальным. Однако, даже при небольшом ударе о торец плиты, происходит ее расслаивание. В результате, как следствие, щит надувной лодки теряет свою водостойкость и, при дальнейшей эксплуатации прочность. На Quicksilver, да и на многих других моделях, торцы каждого элемента щитового пола защищены алюминиевым профилем. На моей 330-й лодке, только кромка последнего щита неармированного и расположенного около транца, начала расслаиваться. Все остальные элементы пайола в нормальном состоянии. К слову скажу, что видел мневскую лодку, щиты которой выполнены со специальным нескользящим покрытием. Для меня это серьезное достоинство и я согласен потратить несколько больше времени на сборку, но иметь щитовой пол именно с таким покрытием. К сожалению, авторы статьи опять ничего не сказали и об этом.
В результате, несмотря на большое количество приведенных данных, я, как потенциальный покупатель, так и остался в раздумьях. Цены на лодки разные, а дешевый сыр бывает только в мышеловке… А может быть все не так? Заканчивая свое повествование, позволю себе обратиться к экспертам журнала «Катера и Яхты». Мне, как простому потребителю, абсолютно все равно, какая у лодки килеватость. Прошу прощения у профессионалов, наверное, это очень важный параметр. Но, угол наклона транца, насколько я понимаю, определяет правильность установки подвесного мотора. Я не очень доверяю отечественным производителям, и во время поисков инструкции, мне показалось, что у Фрегата транец вообще вклеен с 0-ым углом. Может быть это «только на глаз», но какая-то информация от экспертов должна быть. Ведь, например, у Mercury 9,9, который принимал участие в тесте, минимальный угол транца, обеспечиваемый перестановкой упора в струбцинах, составляет 5 градусов. Может как раз по этой причине в таблице скоростных испытаний лодок (стр. 21 журнала «Катера и Яхты») на все колонки с лодками Фрегат указана ссылка — «в зависимости от центровки». Та же книга из библиотеки «Катеров и Яхт» на странице 82 прямо указывает, что угол наклона транца должен составлять порядка 8 градусов. А какой угол наклона транца был на других лодках? Это конечно маловероятно, но если транец вклеен под прямым углом, то нос лодки при движении будет сильно задирать вверх и ничего с этим не поделать! Разве что, всегда возить на носу лодки крепкого товарища, весом килограмм так 120. Очень бы хотелось в ближайших номерах журнала увидеть более подробное описание потребительских качеств, срока службы, сравнение лодок по безопасности плавания. Главное пожелание специалистам журнала писать не для себя, а для обычных людей, не всегда сведущих в таком вопросе, как надувные лодки. К сожалению, журнал с такой тематикой у нас в стране только один.
Владимир Ситников